Печатный не-авангард:
Александр Лаптев

О том, как развивается современная печатная графика, почему людям нравится создавать искусство и что будет дальше мы поговорили с художником Александром Лаптевым

Печатная графика, появившаяся в западноевропейском искусстве в XV веке, по сей день остается самым неопределенным видом искусства: из-за хрупкости бумажных носителей, требующих особых условий хранения, ее трудно изучать и тяжело экспонировать.
Тем не менее, искусствовед Б. Виппер говорил, что «печатная графика — это самое актуальное из изобразительных искусств» [1]. Тезис справедливо применим и к современному художественному процессу — печатная графика остается важным медиумом изобразительного искусства.
Между прошлым и будущим
Весной этого года в галерее «На Песчаной» Объединения «Выставочные залы Москвы» состоялась выставка «Printwalls. Вне рам» (04.03-03.04) Александра Лаптева — художника-графика, преподавателя и основателя эстампной и художественной мастерской Printnonstop
в Москве.

Александр учился в Московском государственном университете печати имени Ивана Фёдорова (сегодня — Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета). Образованный в 1930 году, институт был частью полиграфического факультета Московского и Ленинградского ВХУТЕИНов — Высших художественно-технических институтов.

Система обучения, существовавшая во ВХУТЕИНе (до 1927 — ВХУТЕМАСе), была построена на принципах, отличных от основ дореволюционных художественных академий: объектно-формальная ориентированность, изучение цвета, объема, пространства
и др. как самостоятельных категорий и средств художественной выразительности шли вразрез с академической традицией, которая определяла реалистичность и нарративность главными составляющими изобразительного искусства. Это авангардное наследие ВХУТЕИНа университет хранит и сегодня: студенты обучаются, экспериментируют и создают свои работы в этой системе, которую им передают мастера графики — ученики профессоров знаменитого института.

Один из постулатов системы — использование белого листа в рисунке: бумага воспринимается не просто как отстраненное пространство,
а как полноценная композиционная составляющая, которая становится частью изображения. Большую роль также играют соотношение белого и темного в листе, выделение главного: даже если изображение задумано в реалистичной манере, это не подразумевает точную
и детальную прорисовку всех компонентов композиции. Убедительное и конструктивное рисование, характерность изображения превалируют над натуралистичностью и соответствием: задача художника, даже при работе с натурой, не копировать реальность,
а создавать новую, обрабатывая исходную информацию, анализируя и трансформируя.

Александр вспоминает, что самое интересное в процессе обучения в университете — придумывать и создавать работы, которые могут быть абсолютной противоположностью того, что делают в рамках учебной программы, ведь так начинается твое искусство:
Мне не всегда удавалось найти общий язык с некоторыми предметами, но зато я часто работал дома или в мастерской и приносил свои листы, показывал преподавателям. Иногда эти работы противоречили всему, что нужно было сделать, но мы с таким же успехом их обсуждали.
Так появляется что-то свое, которое одновременно относится и к школе, которая тебя воспитывает, и к чему-то личному —
так проявляется внутренний художник.
Эксперимент лежит в основе непрерывного развития художника: работая, он находится в процессе постоянного изменения. «Если ты все время одинаковый, в том числе в искусстве, это останавливает твое развитие. Поэтому я стараюсь бесконечно меняться. Выставочный процесс также помогает увидеть срез своих работ: обычно ты их видишь на столе, на станке, на полу. Когда ты видишь свой проект
на стенах, то понимаешь, какой этап уже прошел. Это позволяет очертить путь, подумать, куда двигаться дальше», — говорит Александр.

Стремление к преобразованиям не подразумевает отказ от традиций — художника вдохновляют рисовальщики ВХУТЕИНа:
это В.А. Фаворский — профессор, ректор (1923-1925, «Сезанн современной ксилографии» [2] и один из создателей пропедевтического курса «формальной композиции»; А.Д. Гончаров — ученик Фаворского, профессор и член-корреспондент АХ СССР. Из поколения после художественных мастерских — М.Г. Платунов, Г.Ф. Захаров, В.П. Косынкин. При этом Александр не считает себя последователем авангарда, поскольку это подразумевает работу в определенной идеологии с оглядкой на прошлое — он же предпочитает ориентироваться
на современность и смотреть в будущее.
Каждому художнику хочется быть непохожим на других, создать что-то новое. Но, как оказывается, почти всегда ты открываешь новое только для себя: придумываешь, приносишь, показываешь, а тебе говорят: «Так вот это вот тот художник, ты очень похож
на него», — и называют фамилию твоего преподавателя. Или просто говорят: «Ну, это Полиграф», подразумевая приверженность
к школе в целом. Я тоже могу достаточно точно определить, где учился художник, глядя на его работы. На мой взгляд, от школы не убежать, но нужно пробовать делать что-то сумасшедшее, не вписывающееся в рамки.
Инструмент художника
Несмотря на то, что современное искусство преимущественно работает с инсталляцией, аудиовизуальными объектами, видеоартом, новыми медиа и др., традиционные медиумы, к которым относится и печатная графика, продолжают свое развитие.

«Сегодня печатная графика существует как вспомогательный инструмент художника: нет смысла делать технику или технологию своей особенностью. Печатные техники накладывают свои ограничения на художественный язык, что заставляет размышлять и работать
в определенных рамках. Да, они эффектны и красивы, но часто могут вытягивать рисунок, даже несмотря на его неубедительность. Поэтому художники, которые ограничиваются только печатными техниками как главной составляющей работы, быстро становятся слишком одинаковыми.


Техника несет вспомогательную функцию: свои мысли и эмоции нужно сохранять и передавать, но не всегда это возможно сделать
в формально-стилистических границах. На первом месте должна стоять идея, концепция, философия, которая помогает определить главный посыл, свои задачи, которые ты хочешь решить с помощью изобразительного искусства.

Я люблю печатать, но при этом хочу делать муралы, хочу заниматься скульптурой, оригинальной графикой, цветным рисунком. Печать — не ограничение, а один из инструментов художника», — считает Александр.

С течением времени изменился и функционал печатной графики: если раньше она была главным инструментом для массового распространения информации и основным способом создания тиражных изображений, то сегодня это чистый художественный язык.
На первый план выходят такие техники, как линогравюра, монотипия, диатипия — более простые в создании, чем, например, литография, ксилография или офорт, но также обладающие широким визуальным потенциалом, характером и выразительными возможностями. Таким образом, у каждого вида искусства есть своя целевая аудитория, и, несмотря на популярное мнение о том, что традиционные медиумы — живопись, фреска, печатная графика в том числе — уже отжили свой век и не представляют интереса, она привлекает внимание зрителя.
Живопись все еще существует, все еще продается, все еще на холсте. Простая аналогия: появились электронные книги,
но печатные никуда не исчезли. Кстати, совсем недавно я участвовал в Ярославской биеннале современного искусства, в рамках которой прошел фестиваль «Просветление» (21.05-26.06) о христианском искусстве — там все было очень бодро и современно, есть интересные работы. Причина в том, что все физическое, что можно потрогать, окинуть взглядом, пощупать, сломать, унести
с собой в тысячу раз приятнее, чем все, что мы видим на мониторе, кликаем и пролистываем дальше. Художники способны преобразовывать медиумы в своих рамках — и это интересно. А зрители готовы приходить на выставки, лекции, мастер-классы, потому что им хочется посмотреть, потрогать, напечатать, ошибиться. Это будет существовать всегда.
Мастерская
Эстампная и художественная мастерская Printnonstop появилась в 2015 году. Александр обучает печати как детей, так и взрослых, а также преподает живопись и рисунок по системе ВХУТЕМАСа. Мастер-классы проходят как в студии, которая сейчас располагается на Соколе, так и на разных площадках, в том числе, в галерее «На Песчаной» — следующий состоится 20 августа и будет посвящен эко-печати на картоне.

«Людям хочется прийти попечатать, уйти довольными и измазанными краской — в этот момент оживает что-то детское в душе.
Но при этом, печать — серьезное занятие», — говорит Александр.

Преимущество печатной графики в том, что она доступна как людям, которые никогда в жизни не занимались творчеством, так и опытным профессионалом в других видах искусства. Существует большое количество образовательных программ, материалов и современных инструментов, которые позволяют обучиться сложным печатным техникам в увлекательном формате:

«Я встречаю большое количество людей, которые начинают заниматься печатной графикой, особенно в Москве. А в этом году я увидел много проектов и в регионах: так в июне я читал лекцию на фестивале печатной графики «БурмагинФест» в Вологде. Удивительно, что
в этот же день [25 июня — прим.] был день города, который прошел менее активно и весело, чем печатный фестиваль с мастер-классами, лекциями и выставками.

Недавно на ВДНХ завершилась выставка «Графика народов Севера»: московский фонд пригласил художников из разных городов России, преимущественно из Сибири, с севера нашей страны и с Дальнего Востока, работать в резиденции и печатать свои работы в технике линогравюры. Поэтому мы видим определенное развитие печатной графики, художники работают в этом направлении, а когда ты видишь, как люди работают, тебе самому хочется создавать».

Печатаем без остановки
Познакомиться с графикой Александра Лаптева вы можете в галерее «На Песчаной» — у нас представлены авторские оттиски в печатных техниках монотипии, линогравюры, литографии, гравюры на пластике. А у наших резидентов зин-кафе ТИРАЖ вы можете приобрести уникальную книгу «Новеллы» Рюноске Акутагава с абстрактными иллюстрациями художника.

Это настоящее подарочное и коллекционное издание — к экземпляру идет оригинальный оттиск в технике сухой иглы. Тираж ограничен: напечатано всего 30 книг, каждая из которых подписана и пронумерована лично художником.

А если вы хотите напечатать свою гравюру и освоить печатные техники — приходите на мастер-классы: весть август и сентябрь в мастерской Printnonstop будут проходить интенсивы. Кстати, название буквально переводится как «печатаем без остановки», что вполне соответсвует энергии и мировоззрению художника.
Литература
[1] Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 1985.
[2] Эфрос А.М. В. Фаворский и современная ксилография // Русское искусство. 1923. № 1.

Текст: Анна Зиновьева